Крест Христов

Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

Община слабослышащих прихожан "Слово" Вопросы священнику и ответы на них Паломническая служба "Паломник" Лавка книжной премудрости "София"

+ История создания
Первые сто лет своего существования храм святых апостолов Петра и Павла был домовой церковью при Императорском училище глухонемых... >>>
+ Духовенство
Причт церкви служил в необычных условиях: каждый священник, вступающий в должность законоучителя, был испытан в знании мимического языка... >>>
+ История закрытия
Храм был ликвидирован одним из последних домовых храмов Петербурга. Закрытие мотивировалось "нежелательным влиянием", оказываемым на глухонемых детей... >>>

Функционирование домового храма при учебном заведении

Особенным образом совершалось богослужение в училище глухонемых. В церкви пел хор, состоявший из певцов известных петербургских хоров и хористов Императорской оперы, но определенные молитвы: Великое Славословие на Всенощной, а на Литургии - Символ Веры и "Отче наш" читали мимикой (на пальцах) по очереди воспитанники училища, остальные же должны были взором и мыслью внимательно следить за читающим, делая, где надо поклоны. Мимикой читались также молитвы утренние, вечерние, перед и после занятий, перед едой и после нее14. Порядок и значение служб объяснялись законоучителем на уроках Закона Божия, а воскресные и праздничные Евангелия изъяснялись во время бесед в общей зале перед Литургией или Всенощной. Эти беседы были учреждены в 1859 г. Инспектор классов училища глухонемых Н.Селезнев в своей речи на пятидесятилетнем юбилее училища (в 1860 г.) говорил о них, что посещение богослужения, имеющее великое значение вообще для христианина, "на глухонемого должно действовать еще более, а между тем, основанное преимущественно на живом слове, при всем величии формы, оно остается ему недоступно на столько, на сколько следовало бы: он не слышит ни Евангелия, ни пения и чтения клира, <...> чего в классах передать нет возможности; следовательно, общее понятие, какое выносит глухонемой из уроков, недостаточно, и он поневоле остается не причастным, чуждым общему настроению молящихся. В видах устранения столь важного недостатка, с желанием сблизить глухонемого еще теснее с обществом и глубоко поселить в нем религиозное настроение, и учреждены <...> сии беседы"15.

В Петро-Павловском храме училища глухонемых на службах обычно присутствовали и иноверные воспитанники, кроме тех дней, когда им самим нужно было совершить обряд конфирмации, или исповедь и причастие.

Трогательная традиция причащения сложилась в училище глухонемых. Во время пения причастного стиха, глухонемые сходили со своих мест на середину церкви, ближе к солее, делали один общий поклон перед алтарем с крестным знамением, а потом кланялись, без крестного знамения, в пояс на три стороны, прося взаимного прощения, и, заключив этот обряд общим земным поклоном, благоговейно ждали появления Св.Даров. Когда выносили Чашу, все опять делали земной поклон, и, потом, вместо обычного чтения священником молитвы перед причащением, один из воспитанников или воспитанниц, от лица прочих, читали эту молитву мимикой. Затем, сделав общий земной поклон, дети подходили, один за другим, к Св. Чаше. По причащении, одну из благодарственных молитв также читали мимикой16.

Причт храма.
Деятельность духовенства

Причт Петро-Павловской церкви училища глухонемых служил в совершенно исключительных условиях.

Основную часть прихода Петро-Павловской церкви составляли воспитывающиеся училища, т.е. глухонемые, которых надо было еще обучать Закону Божию. Это, разумеется, требовало от духовенство особых знаний и способностей.

Каждый священник, вступающий в должность законоучителя в училище глухонемых, должен был быть испытан в знании мимического языка. Поэтому его выбирало ближайшее начальство училища.

Первым законоучителем был упомянутый уже о.Феодор Измаилов. Он окончил Петербургскую духовную академию и служил до своего назначения в училище в 1820 г. в Кронштадте, Фридрихсгаме и в Даниловской крепости, в Финляндии. Умер он 8 марта 1838 г., погребен на Волковском кладбище. О.Феодор один и составлял тогда церковный причт. В 1831 г. ему в помощь был назначен диакон. Должность чтеца и певца исполняли частью надзиратели при воспитанниках, окончившие курс в духовной семинарии, частью ходившие петь на клирос типографщики из воспитанников находившегося рядом Воспитательного дома. В 1833 г. был определен штатный дьячок. В 1835 году, по случаю преобразования училища, вакансию диакона закрыли и был учрежден новый штат притча, оставленный и при очередном преобразовании училища в 1843 г.17

После смерти о.Феодора его место занял священник Александр Яковлевич Братолюбов, студент Петербургской семинарии. Он прослужил здесь до 1875 г., после был переведен настоятелем в Петро-Павловский собор.

Вслед за ним должность настоятеля церкви и законоучителя занимал на два года, до своей смерти, бывший диакон церкви Благовещения на Васильевском острове, о.Парфений Григорьевич Свиткин, еще до того служивший гувернером в училище. И, наконец, после него эту должность исправлял наставник Новгородской семинарии, кандидат Петербургской академии, о.Николай Кондратов18.

Ко дню 100-летия училища настоятелем церкви являлся протоиерей Михаил Николаевич Дымский, диаконом же был Павел Сергеевич Баранский. О.Дымский был сыном дьячка церкви (ок.1860 г.) Николая Ивановича Дымского19. Он служил в церкви с 1891 г. до закрытия ее в 1923 г.

Судя по детальному поэтажному плану училища, хранящемуся в РГИА, квартира священника находилась на третьем этаже нынешнего корпуса 20А. Диакон жил на первом этаже справа от подворотни, ведущей на Гороховую ул.20

По уставу 1900 г. (четвертому) причт состоял из священника и псаломщика. Но, как писал в 1914 г. инспектор училища Н.Лаговский, место псаломщика занимали диаконы, а чтецов приглашали частным образом, обычно на средства церковного старосты. Со времени освящения церкви (в 1847 г.) по праздничным и воскресным дням пели несколько любителей из чиновников разных ведомств и из купцов, совершенно безвозмездно, даже с собственным пожертвованием на наем учителя пения. После стали приглашать профессионалов из известных петербургских хоров или хористов Императорской оперы. Плата обычно выдавалась им из личных средств старосты21.

Из духовенства училища особо следует отметить о.Александра Братолюбова, много сделавшего для духовного просвещения глухонемых детей. В конце 1860 - нач. 1870-х гг., когда в училище по всем предметам не хватало современных учебников, прежние же устарели, только Закон Божий, благодаря о.Александру, составлял исключение. Служа в училище около двадцати лет, он хорошо узнал своих глухонемых учеников и духовных детей и составил для них целый ряд учебников по своему предмету. Им были написаны: "Краткая священная история Ветхого и Нового Завета", "Краткое понятие о Всенощной и Литургии" (СПб., 1868), "Краткий очерк истории Христианской Церкви (в вопросах и ответах)" (СПб., 1870) и "Пантомима молитв или описание мимических молитвенных знаков" (СПб., 1873). "Священная история", "История Церкви" и описание Богослужений были изложены для учащихся доступным языком и в доступных рамках. "Пантомима молитв" содержала в себе описание мимических молитвенных знаков. Книга была напечатана в два столбца: в левом жирным шрифтом текст молитв и песнопений отдельными словами, в правом - обычным шрифтом - описание знаков: против каждого слова текста отдельно. Все книги были напечатаны самими воспитывающимися в собственной типографии училища и имели успех и за его пределами22.

Сохранилась также одна из проповедей о.Александра, сказанная им на праздновании пятидесятилетия училища перед панихидой по Марии Феодоровне. "Вековые опыты убеждают", говорил он, "что, с одной стороны, воспитание детей, основанное на правилах Св. Евангелия, водворяет благоденствие в семействах и в целых областях; с другой, небрежение о воспитании детей в страхе Божием и в навыке к трудолюбию есть источник бесчисленных, неотразимых бедствий, поражающих целые общества". Далее о.Александр сказал, что долг воспитания после родителей лежит на обществе, но люди обычно бывают не скоры на добро. И "мы должны благодарить Провидение Божие, что всякое общественное благо изливается на нас свыше - от Престола Царева". Примером он ставит Императрицу Марию Феодоровну, призревшую детей, лишенных слуха и дара слова. "Дети сии, оставленные навсегда по важным недостаткам своим в тесных пределах посредственности, и, большею частью, бедняки, или круглые сироты, скитались бы, как безродные, по распутьям мира, тяготили бы своим положением родителей, родственников и целое общество, возрастали бы без страха Божия и доброго поведения; а теперь они находят здесь убежище от опасностей, удерживаются от своеволия, приучаются снискивать пропитание трудами рук своих, и что всего вожделеннее, руководствуются к познанию Бога и Его заповедей, научаются делать добро и отвращаться от зла, быть скромными, совестливыми, честными"23.

О.Александр Братолюбов прослужил в училище тридцать семь лет и в 1875 г. стал настоятелем Петро-Павловского собора.

Училищная церковь имела статус домового храма, поэтому ее приход составляли воспитывающиеся, служащие и живущие в доме училища. Число всех прихожан составляло, приблизительно, 150 мужчин и 100 женщин. Посторонние лица могли посещать храм только с разрешения начальства и, при том, с условием стоять на хорах. В саму церковь посторонним вход был воспрещен. Впрочем, со временем, эта строгость была отменена. К началу XX в. уже не требовалось специальное разрешение, чтобы присутствовать на службе. Богомольцы могли стоять и внизу, без права, однако, занимать места, определенные для воспитанников и служащих24.

Итак, деятельность духовенства, не считая отдельных, особо одаренных его представителей, сводилась к трем главным обязанностям: во-первых, совершение Богослужений в церкви в определенные дни, во-вторых, совершение треб для воспитывающихся и служащих учебного заведения, и, в-третьих, преподавание Закона Божия.

Читать дальше...

  1. Лаговский Н. Указ., соч., с.550; Историко-статистические сведения... Вып. VI, с.293.

  2. Отчет о состоянии С.-Петербургского Училища Глухонемых с учреждения его по 1860 год, читанный на пятидесятилетнем юбилее училища инспектором классов. РГИА, ф.759, оп.8, д.XVII, л.282. Эта речь опубликована в издании: Пятидесятилетие С.-Петербургского училища глухонемых 1-го января 1860, с.13-43.

  3. Историко-статистические сведения... Вып. VI, с.291-292. См. также: "Дело об определении при церкви училища глухонемых священника Измаилова". (1820 г.) РГИА, Ф.758, оп.23, д.49; "Дело об определении священника Измаилова, о награждении его и жены надзирателя Шахова 100 руб. за хождение по больным". (1821 г.) ЦГИА СПб., Ф.316, оп.1, д.114. и "Дело по просьбе священника Измаилова об увольнении его от должности священника и определении на оное студента Братолюбова". 1838 г. ЦГИА СПб., Ф.316, 1оп.1, д.665.

  4. Там же, с.292.

  5. Лаговский Н. Указ. соч., с.581. Пятидесятилетие С.-Петербургского училища глухонемых 1-го января 1860, Приложения, с.8.

  6. Петербургское училище глухонемых. Генеральный план, фасады, разрезы и детальные поэтажные планы. Нач. XX в. РГИА, Ф.759, оп.82, д.19.

  7. Лаговский Н. Указ. соч., с.549-550.

  8. Там же, с.229-232.
  9. Пятидесятилетие С.-Петербургского училища глухонемых 1-го января 1860, с.1-2.
  10. Историко-статистические сведения... Вып. VI, с.293.; Лаговский Н. Указ. соч., с.550.
Читать дальше...
+ О Храме:
События
История
Фотоальбом
Архив документов
Книжная лавка "София"
+ Служение:
Вопросы священнику
Община "Слово"
Молодежные проекты
Детские Литургии
Социальные программы
Реабилитационный центр
Служба "Паломник"
+ Дальше:
Главная страница
Ваши предложения
Наши ссылки